Главная О школе Одно окно Лето-2021 Воспитательная работа Образовательный процесс Родителям
Семейная страничка
День города Витебска 2021 Работа оздоровительных и спортивных лагерей на базе школы Приём документов в десятые классы Прием документов в 1 класс Объявление Буклеты о порядке трудовой деятельности в Республике Беларусь и о безопасном трудоустройстве за границей Приглашаем на ярмарку Платные логопедические услуги летом Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!» Аутизм Весенние каникулы 2021 Впереди каникулы, будьте рядом с детьми в этот период! Огради своего ребенка от опасности! Помощь при домашнем насилии Профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся Памятка об административной и уголовной ответственности «Учимся ответственности!» Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (извлечения, статьи 24.1. - 24.4, 24.10, 24.23) Как не стать жертвой киберпреступника Административная ответственность несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних Чем грозит распространение порнографии Ответственность за незаконный оборот наркотических средств Ответственность за нарушение пешеходами Правил дорожного движения Безопасные условия проживания несовершеннолетних Замещающие семьи Профилактика насилия в семье Официальное разъяснение Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка» Наказание за насильственное обращение с детьми Как уберечь ребенка от сексуального насилия Правовая информация Алгоритм установления опеки над ребенком Внимание! График проведения встреч с учащимися Топ-5 занятий с детьми на время каникул от спасателей Международный день человека с синдромом Дауна Дети солнца АУТИЗМ: ЧТО ЭТО И КТО ТАКИЕ ЛЮДИ С АУТИЗМОМ? Портал рейтинговой оценки организаций Інтэрнэт і гаджэты – інструмент, які патрабуе выканання тэхнікі бяспекі Международный день, посвящённый терпимости Специфика работы учителя-дефектолога в пункте коррекционно-педагогической помощи Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее! Для ребенка семья – это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать Фотофакт: пункт коррекционно-педагогической помощи Проблемы письма и чтения у младших школьников Профилактика трудностей в обучении чтению Телефонная линия "Пьянству-нет!" НДЦ ”Зубренок“ "Зубренку - 50!" Недетские игры (ВИДЕО) Все мы дети одной планеты Платные услуги Советы логопеда родителям младших школьников POMOGUT.BY Люди бывают разные, а право на полноценную жизнь в обществе – одно на всех О бесплатном проезде учащихся в городском транспорте График проведения встреч учащихся с классными руководителями Скажи себе: «Я люблю жизнь!» Каталог одежды делового стиля для учащихся Специализированный портал для подростков "TeenAge.by" Профилактика детского травматизма Мир на ощупь Кроха сын к отцу пришел... Паспорт обменивайте своевременно Телефоны «Доверия», адреса ЦДП Последствия и причины потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Ответственность за употребление и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров «Люди из мира тишины» “КРИЗИСНАЯ КОМНАТА” Об оказании единовременной материальной помощи многодетным семьям Декрет № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» Попечительский совет школы Советы логопеда родителям будущих первоклассников Подростковый кризис Расписание звонков Переходный возраст. Воспитание детей в период переходного возраста Первые проблемы переходного возраста Как быть другом ребёнку Десять советов хорошим родителям Родительский университет Рекомендации для родителей первоклассника Они помогут нам понять себя… (Инклюзивное образование) Ваш ребенок собирается в школу (советы родителям будущих первоклассников) График работы объединений по интересам
Микрорайон школы “КРИЗИСНАЯ КОМНАТА” СТОП! НАРКОТИКИ! Ответственность за наркотики Платные услуги


Breadcrumbs


Site Search



Time, weather, date


 
Vitebsk °C
  18.09.2021 Wetter Ostsee

Login / Register




Мир на ощупь

Зрение – это то, что каждый из нас воспринимает как должное. И это одна из тех вещей, которые человек до конца не ценит, пока не потеряет.  

 

Из всех людей с нарушениями зрения, согласно статистике ВОЗ, лишь 15 % полностью слепы. Остальные теряют зрение частично и могут воспринимать цвет, свет или форму, а иногда даже размытые очертания определенных предметов.  

Слепые растут, ходят в школу и живут всю дальнейшую жизнь среди зрячих людей. Язык, на котором мы разговариваем, литература, которую мы читаем, архитектура, внутри которой мы живем, – все это было придумано и создано зрячими и для зрячих. Как же слепые адаптируются в нашем мире, а иногда становятся и достаточно успешными людьми? Секрет прост – они научились жить и использовать различным образом свои сохранные чувства, лежащие вне сферы визуального.  

  • Слепые воспринимают цвета своим уникальным способом. Они относятся к цвету через ассоциации с предметами (например, огонь – желтый или небо – голубое) или с формами энергии (синий – холодный, белый – замороженный, красный – горячий).
  • При ориентации в малом (так называемом, рабочем) пространстве ведущую роль выполняет осязание. Обследуя объекты, находящиеся в пределах зоны действия рук, слепой получает представление об их форме, текстуре и температуре поверхности, способах передвижения предмета в пространстве и т.д.
  • Для восприятия большого пространства слепые используют слух. В популярной культуре слепые люди часто описываются как особенно остро слышащие, но это не всегда так. Незрячие люди просто слышат больше, и запоминают специфические последовательности звуков, чтобы ориентироваться в мире. Тем не менее, некоторые из них развивают нечто похожее на способность к процессу эхолокации, с помощью которого звуковые волны используются, чтобы определить расположение и размер объектов в пределах определенной области. Слепые либо щёлкают пальцами, либо цокают языком, чтобы посылать звуковые волны к объектам. 
  • В процессе ориентировки слепые довольно часто используют обоняние. Так же, как и слух, оно может на расстоянии сигнализировать о наличии того или иного объекта, а также о местонахождении объектов, обладающих специфическими запахами.
  • Еще одним инструментом при ориентации слепых в пространстве является так называемое ощущение препятствия – абсолютно слепые люди способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звука предмета (дерево, стена и т.п.).
  • Слепым снятся сны. Сны слепого человека связаны с повседневной жизнью – с богатой смесью сенсорных сигналов. Им снятся запахи, осязательные и слуховые ощущения.
  • Белая трость — это символ незрячих людей. Это их инструмент, "глаза". Звук от удара тростью о тротуар или дрогу позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить "высокие" препятствия (например, дома, деревья), скольжение трости по поверхности дороги – определить наличие "низких" (бордюров, ступенек, люков, ям). Современные варианты белой трости могут включать в себя устройство для GPS-навигации.
  • Не всем незрячим нужна трость – некоторые обходятся помощью специально натренированной собаки-поводыря. Собаки следят за правым плечом владельца для защиты от столкновений. Если слепой человек боится собак или имеет аллергию на шерсть, за рубежом ему в поводыри выдают пони.
  • Обучение слепых осуществляется в специализированных школах и интернатах. Для чтения слепые используют рельефный шрифт Брайля.  

Помощь слепым людям на уровне государства осуществляется через специально организованное пространство улиц. Оно включает в себя следующее: 

  • рельефное мощение улиц (использование тактильной плитки на тротуарах, остановках, у светофора, перед ступенями, возле переходов и на перекрестках. Она бывает двух видов: предупреждающей и направляющей. Направляющая плитка имеет рельефные полоски, предупреждающая – точки);
  • светофоры с дублированием сигнала звуком;
  • барьеры;
  • окрашивание начала и окончания ступеней, дорожек для слепых, тактильной плитки в жёлтый цвет;
  • дублирование надписей шрифтом Брайля. 

Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком. Чтобы не возникало неловких ситуаций, и общение с незрячими не казалось вам затруднительным, предлагаем некоторые правила взаимодействия с такими людьми. Эти правила были созданы, в том числе, при участии самих незрячих. 

  • Знакомство с незрячим человеком. Знакомясь с незрячими людьми, представьтесь. Дайте понять собеседнику, что вы рядом, пожав ему руку. Будьте доброжелательны и приветливы. Ни в коем случае не высказывайте ему своего сочувствия, слепые не нуждаются в жалости.
  • Встреча и общение. При встрече обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
  • Оказание помощи. Слепые люди гораздо лучше ориентируются в пространстве, чем кажется на первый взгляд, поэтому не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Если они будут нуждаться в ней, то сами попросят об этом. Помощь им может понадобиться только для ознакомления с новой местностью или освоения новых приборов. Нежелательная и лишняя помощь – это то, что может заставить их почувствовать себя неполноценными. Не стесняйтесь спрашивать у самих незрячих, как правильно им помочь. Если Вы не поняли — переспросите.
  • При переходе улицы. Сообщите слепому, что переведете его через улицу. Возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъемах, спусках, ступенях, тротуаре. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
  • Не отнимайте трость человека, это предмет его личного пространства.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. 
  • Употребление некоторых слов. Вполне нормально в общении с незрячим употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Не стоит говорить «пощупайте» или «потрогайте» вместо «посмотрите».  

Большинство незрячих не стыдятся своей слепоты. Они воспринимают её как сложную задачу, а не как ограниченность. Любят узнавать новое, создают семьи, учатся, занимаются спортом. Для них слепота не причина не наслаждаться жизнью! Мир зрячих для них открыт и интересен.  

 Учитель-дефектолог Шурухаева О.А.