Главная О школе Одно окно ДОЛ Воспитательная работа Образовательный процесс Родителям Библиотека


Breadcrumbs


Поиск по сайту



Время, погода, дата


 
Витебск °C
  24.11.2017 Wetter Ostsee

Вход/Регистрация




ШКОЛА БЕЗ БАРЬЕРОВ

«Белорусская военная газета. «Во славу Родины» • 

«Билево — микрорайон в юго-восточной части Витебска между Московским проспектом и проспектом Строителей» — так гласит «Википедия». Жителями этого микрорайона стали многие семьи военнослужащих не только воинских частей Витебска, но и гарнизонов Витебской области. Микрорайон бурно развивается. Строятся новые дома, а вместе с ними развивается и инфраструктура: школа, детский сад, торговые центры. Во время недавней командировки в Витебск мне посчастливилось побывать в средней школе № 46, которая была открыта здесь четыре года назад.

За время своей педагогической деятельности я бывала во многих учебных заведениях. В 1992 году в военном городке «Энка» в Слониме построили среднюю школу № 9, в которой мне посчастливилось работать. В те годы, да и сейчас, это был, в принципе, образец совершенства учебного заведения: деревянные стеклопакеты, мраморные лестницы, современные спортивные и актовый залы, просторные кабинеты.

Признаюсь, такой школы, как в микрорайоне Билево, я еще не видела. Это действительно современное учебное заведение, отвечающее самым передовым технологиям. В ней все организовано не просто по последнему слову техники, но и по возможным запросам завтрашнего дня. На прилегающей территории разместились стадион, спортивные, игровые комплексы, площадки для хоккея, мини-футбола, бадминтона, волейбола и баскетбола, теннисный корт. Есть даже площадка для изучения Правил дорожного движения, оборудованная светофорами (настоящими, а не макетами).

Это учебное заведение рассчитано на 930 мест, однако обучается здесь более двух тысяч учащихся. Процесс обучения осуществляется практически в три смены. Это, пожалуй, единственный минус, который можно отметить. Педагогический коллектив во главе с директором Александром Хритоненко сформирован как из опытных, так и молодых преподавателей.

Учиться в удовольствие!

Эта школа приятно удивила простором, искусно организованной пространственно-предметной средой, по-деловому оформленными кабинетами и уютными коридорами. Здесь есть два спортивных, актовый залы с современной аудиотехникой, два обеденных зала для малышей и старшеклассников. Помимо пяти десятков общеучебных кабинетов с новой мебелью, здесь четыре компьютерных класса. К слову, все персональные компьютеры объединены в единую сеть.

Юные рукодельницы

Огромное впечатление произвели на меня кабинеты трудового обучения. Кабинет домоводства больше напоминает хорошо оснащенную кухню в современной квартире: микроволновая печь, электроплиты, электрочайник, чайные и столовый сервизы. Уроки кройки и шитья проходят в учебном классе, оборудованном современными швейными машинами. Мальчишки могут проявить свое творчество в комбинированном кабинете по обработке дерева и металла.

Для организации занятий по иностранному языку оборудованы два лингафонных кабинета. Так как четыре года назад школа комплектовалась учащимися, прибывшими из разных учебных заведений, сегодня здесь преподают английский, немецкий, испанский, французский языки.

Лингафонный кабинет

К услугам учащихся — тир, тренажерный зал, залы ритмики и хореографии. Кстати, в вечернее время услугами тренажерного зала могут пользоваться и жители микрорайона.

Спортивные залы в данной школе соответствуют всем современным требованиям. Здесь проводятся соревнования по различным видам спорта не только республиканского, но и международного уровня.

Во многих учебных классах есть интерактивные проекторы, работающие по сенсорному принципу: элементы проекции, отображаемые на экране, можно передвигать рукой или указкой. Всюду современные парты, которые могут «расти» вместе с учениками, удобные столы, мебель. Одним словом, учиться здесь — одно удовольствие.

Вместе, а не рядом

Необходимо отметить, что помещения средней школы № 46 города Витебска построены так, что здесь могут удобно передвигаться и учиться дети инвалиды-колясочники. Да и родители с ограниченными физическими возможностями могут свободно бывать в школе. Коридоры, лифт, санузел, специальная раздевалка обустроены таким образом, чтобы эти люди чувствовали себя полноценными членами школьного коллектива. В актовом зале имеется пандус, ведущий на сцену.

Тренажерный зал

На базе школы создана экспериментальная площадка по апробации модели инклюзивного образования. Развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями на сегодняшний день является одной из важных проблем образования.

— Республика Беларусь стоит на начальном этапе развития инклюзивного образования: слово «инклюзия» для многих непонятное, общество еще не готово принять людей с особыми потребностями. Проблема заключается не только в отсутствии безбарьерного пространства на улицах и в учреждениях, которые посещают люди с особенностями в развитии. Сильны еще в обществе стереотипы, предубеждения и дискриминация в отношении людей с особенностями психофизического развития, что не способствует их эффективной социализации, — подчеркнул директор школы Александр Хритоненко. — Наша школа входит в список участников международного проекта по программе Тempus INOVEST «Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения».

Смысл инклюзии — не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также образовательный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка в социум. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Как утверждают специалисты, развитие модели инклюзивного образования позволит создать единое образовательное пространство для формирования толерантного сознания и отношения к детям с особенностями психофизического развития, повысит успешность всех детей. Естественно, для работы в таких условиях педагогам необходимы определенные знания и специализированная подготовка. Во время моего посещения школы проходил выездной семинар «Инклюзивное образование» с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

В настоящее время в средней школе № 46 обучается один инвалид-колясочник. В силу определенных обстоятельств мама одного из учеников также оказалась прикована к инвалидному креслу. Однако, несмотря на недуг, она имеет возможность посмотреть, где обучается ее ребенок, посещает родительские собрания.

— Первое время не все учащиеся и тем более их родители с пониманием относились к тому, что в классе будут обучаться дети с ограниченными физическими возможностями. Большую работу в этом направлении проводили и педагоги, и психологи, — продолжил рассказ директор школы. — Согласитесь, «обычные» ученики, помогая с детства тем, кому нужна помощь, научатся чувствовать и ценить любовь и поддержку, а это, наверное, самое ценное в человеке. Совместное обучение в школе формирует терпимые, доброжелательные отношения учеников друг к другу. Развивает в детях чувство взаимопомощи, взаимовыручки, разрушает барьеры в общении, формирует активную гражданскую позицию.

Знаменитый американский мыслитель Генри Дейвид Торо некогда сказал: «Человеческие способности никогда не измерялись, и мы так мало пытались сделать это, что никакой отдельно взятый случай не дает нам возможности судить о том, что мы можем». Это высказывание справедливо в отношении людей с особенностями развития еще больше, чем в отношении человечества вообще. И чем больше будет в нашей стране школ, подобных средней школе № 46 города Витебска, тем добрее и милосерднее станет общество.

Наша справка

Согласно банку данных о детях с особенностями психофизического развития, в стране более 135 тысяч таких детей (из них более 10 тысяч — инвалиды). Около 15 тысяч детей учатся и воспитываются в учреждениях специального образования, более 40 тысяч осваивают образовательные программы специального образования в условиях образовательной интеграции, около 80 тысяч с особенностями психофизического развития получают коррекционно-педагогическую помощь в учреждениях общего среднего образования и дошкольного образования.

Майор ЕЛЕНА ЗАТИРКА, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , фото автора

«Белорусская военная газета. «Во славу Родины» •