Главная О школе Одно окно ДОЛ Воспитательная работа Образовательный процесс Родителям Библиотека


Breadcrumbs


Поиск по сайту



Время, погода, дата


 
Витебск °C
  21.11.2017 Wetter Ostsee

Вход/Регистрация




Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Скоро в школу! Седьмой год жизни - ответственный и трудный. Вы, конечно, беспокоитесь: справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А это во многом зависит от вас. Подготовка к школе - это не только обучение грамоте или счёту. Это в первую очередь развитие речи вашего ребёнка. Чем лучше развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок на уроках письма и чтения. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала обучения грамоте.

На что следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?
1. Состояние звукопроизношения.
Ребёнок к 6-7 годам должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

2. Состояние фонематического восприятия.
Это значит, Ваш ребёнок должен уметь:

  • подбирать слова с определённым звуком;
  • выделять изучаемый звук в слове;
  • определять позицию этого звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять сколько всего звуков в слове;
  • определять сколько слогов в слове, какой слог ударный;
  • составить звуковую схему слова;
  • уметь из звуков составить слово (м, а, к - мак); 
  • уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние слоговой структуры слова
Шестилетний ребёнок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, сковорода, милиционер, экскаватор и т.д.

4. Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, читать и обсуждать сказки, рассказы, стихи, их сюжет, поступки, чувства героев.

5. Состояние грамматического строя речи.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, клён-кленовый, строить-строитель, ехал-приехал), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый карандаш, жёлтое солнышко, жёлтая книга), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребёнка и повторив правильное слово.

6. Состояние связной речи.
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ по картинке или серии картинок и т. д. Когда ребёнок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

Также стоит быть особенно внимательным родителям:
- Если ребёнок левша.
- Если он – переученный правша.
- Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу в детском саду.
- Если в семье говорят на двух и более языках.
- Если ребёнок слишком рано пошел в школу.
- Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием.
Если имеются проблемы – не огорчайтесь, в школе есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребёнку, главное - своевременно обратиться за помощью. Не теряйте времени даром, не ожидайте, что «это само пройдёт».

Зачисление ребёнка в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом (логопедом) осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи и на основании следующих документов:
• заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР);
• заявление законного представителя ребёнка.

Занятия в ПКПП начинаются с 16 сентября.
Список принадлежностей на весь год:
- тетрадь в крупную клетку – для 1 класса, в мелкую клетку - для 2-3 классов (2 шт.);
- тетрадь в косую линейку - для 1 класса, в линейку – для 2-3 классов (2 шт.);
- шариковая ручка (1 шт.);
- простой карандаш (1 шт.), цветные карандаши;
- линейка 15-20 см (1 шт.);
- ластик (1 шт.);
- клей - карандаш (1 шт.);
- папка с кнопкой для хранения принадлежностей;
- лист А4 (20 шт.);
- файл (10 шт.);
- ватные палочки и салфетки для звукопостановки – для 1 классов.
Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат.
В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, мы рекомендуем книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребёнком.

Рекомендованная литература для родителей:
1) Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
2) Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3) Зарин А.А, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
4) Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
5) Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
6) Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе.

Успехов вам на пути к школьной жизни!

Учителя-дефектологи Шурухаева О. А., Безенова Н. Л.